67b0ec20

Геворкян Эдуард - Караул Устал



Эдуард ГЕВОРКЯН
КАРАУЛ УСТАЛ
Многие любители фантастики, скорее всего, уже забыли не столь далекие
времена, когда у дверей букинистических магазинов всегда можно было застать
одного или двух фэнов, караулящих, не несет ли кто сдавать столь дефицитную
литературу. Все это давно забыто, равно как и понятие "дефицит".
Авторы различных обзоров (см., например, "Если" - 7, 1996 г. и - 1, 1997
г.) неоднократно обращали внимание на стабильный рост от месяца к месяцу
количества выпускаемых книг, причем, одновременно возрастало и число изданий
наших авторов. Внимательный наблюдатель порой замечал на некоторых лотках
преобладание книг именно российских фантастов, а иногда даже рядышком лежали
одни и те же произведения, выпущенные различными издательствами.
Впрочем, эйфория по поводу победоносного марша фантастики по нашему
книжному рынку быстро испарилась. Уже в начале года были подмечены некоторые
зловещие симптомы, которые впоследствии переросли в устойчивую тенденцию.*
* О них также говорят и участники "круглого стола", с мнением которых вы
могли ознакомиться на страницах этого номера. (Прим. ред.)
Процесс падения тиражей, о неизбежности которого неоднократно говорили
критики и книготорговцы, продолжается. Дело дошло до того, что издатели один
за другим перестают указывать в выходных данных тираж книги. Давно пройден
десятитысячный порог, тиражи некоторых фантастических книг 8, 6 и даже 4
тысячи - уже не редкость. Причем речь идет не о каких-либо малоизвестных
дебютантах из деревни Глухоперовка, но о переводной литературе чуть ли не
классиков жанра, среди которых Т.Старджон, М.Брэдли, Ч.Вильямс....
Сей прискорбный факт до поры до времени некоторым образом компенсировался
ассортиментом изданий. Все новые и новые имена вспыхивали на литературном
небосводе, а некоторые из них в результате грамотной раскрутки даже
превращались в "сверхновые". Книжная реклама вырвалась из плотных объятий
специализированных изданий, теперь и в вагонах метро можно увидеть постер с
героем очередного фэнтезийного боевика российского автора. Телевидение
признало, что есть такая профессия - писатель-фантаст.
Но недолго музыка играла...
Первым почувствовал еле заметные вибрации рыночной коньюнктуры московский
"Локид". Сорвав в прошлом году все возможные премии за серию "Современная
российская фантастика", он, казалось, должен был в году нынешнем удвоить,
утроить количество выпускаемых книг этой серии. Вместо того - сократил, свел
до весьма умеренного показателя. Но другие издательства в это время продолжали
наращивать темпы выпуска продукции. "Армада" наряду с традиционными
"Фантастическим боевиком", "Классикой фантастического боевика", "Боевыми
роботами" и фэнтезийными циклами запустила две новые серии "Кибермафия" и
"Game book". Смоленский "Русич" наряду с раскрученной "Сокровищницей боевой
фантастики и приключений" начал книгой Хольбайна новую серию - "Иные миры".
Однако в этой серии наконец-то анонсировались и давно обещанные отечественные
авторы. Питерская "Азбука" тоже не отставала от других. Фэнтезийные циклы
"Сага о бессмертных героях" нашли своего читателя, а хиты вроде "Волкодава" М.
Семеновой сделали издательству имя. Кроме того, "Азбука" одна из первых стала
экспериментировать с карманными изданиями в мягких обложках. Московское
издательство "ЭКСМО" к "Абсолютному оружию" добавило "Абсолютную магию",
посвященную, естественно, фэнтези, и "Стальную Крысу", в которую вошел самый
классический верняк НФ-боевиков: Гарри



Назад