67b0ec20     

Геворкян Эдуард - Что-То Странное Грядет



Эдуард ГЕВОРКЯН
ЧТО-ТО СТРАННОЕ ГРЯДЕТ...
В каком состоянии находился книжный рынок во втором полугодии 1997 года?
Традиционный обзор фантастической литературы приводит обозревателя к
неожиданным заключениям, которые могут послужить темой для дискуссии о судьбах
отечественной и мировой фантастики.
Вот и еще полгода пролетели: пришла пора дежурного обзора. Оценить этот
период, на первый взгляд, дело простое. Все мрачные прогнозы вроде бы сбылись,
заклинания о том, что все будет хорошо, кажется, так и остались благими
пожеланиями. Книжный фронт фантастики на глазах распадается, случаи
дезертирства уже не редкость, а о мародерах и говорить не приходится - грабят
живых и мертвых, не стесняясь в открытую передирать сюжеты. Издатели один за
другим покидают поле битвы, открывая фланги дружному натиску надушенной
кавалерии дамских романов, чернопиджачной пехоте политических триллеров и
ржавым латникам исторической прозы.
Устояли самые крепкие или просто упорные - "Азбука", "Армада", АСТ,
"Русич", "Северо-Запад", "Центрполиграф", ЭКСМО... Немного на отшибе стоит
рижский "Полярис", который лишь номинально не является российским
издательством. "Локид" прекратил выпуск фантастики. "Русич" хоть и запоздало,
но сдержал обещание и не только начал серию отечественной фантастики, но и
"разбавил" традиционно переводную "Сокровищницу..." нашим автором. "Армада"
несколько сбавила темпы выброса книг на лотки, впрочем, не только она. Время
от времени выходят книжки в доселе неведомых издательствах, таких, как
"Символика", "Х.Г.С." и т.п., но это носит настолько случайный характер, что
говорит, скорее, о капризе, а не о плане. Серии продолжают усыхать, остаются
лишь самые жизнеспособные либо же просто дорогие издателю как память. Хотя
выпуск собраний сочинений ряда наших авторов - в основном переиздания -
говорит о том, что есть еще издатели, готовые рисковать. Очевидно, можно
констатировать ко всему еще и факт некоторой монополизации книжного рынка -
систематическое издание фантастики сейчас под силу лишь тому, кто способен на
массированный и регулярный сброс самой разнообразной книжной продукции на
прилавки.
А что мы, собственно, видим на прилавках? Оказывается, не все так плохо,
как мерещится обозревателю, утомленному чтением книг в глянцевых обложках.
В магазинах и на лотках мы обнаружим много фантастики хороших и разных
авторов: Б. Штерн, А.Столяров, Е.Лукин, А.Лазарчук, М.Успенский, С.Лукьяненко,
Ю.Брайдер и Н.Чадович, С.Иванов, В.Звягинцев, Л.Вершинин, А.Громов, С. Логинов
и другие, всех не перечислишь. Вышла, наконец, первая большая книга
В.Покровского. От книги к книге на наших глазах растет мастерство М. и С.
Дяченко. Странные эксперименты продолжает Ант Скаландис, балансируя между
фантастикой и "правдой жизни". В.Васильев медленно, но верно переходит от
текстов в духе игр-махаловок к нормальной фантастической прозе. Появились
новые имена - А.Волков, С.Костин, О.Ерохин, М.Тырин... Мощное пополнение
влилось в женский батальон нашей фантастики. По-прежнему его возглавляет
матриарх отечественной фантастики последних десятилетий Ольга Ларионова. Но
уже заявили о себе во весь голос Д.Трускиновская, М.Семенова, Е.Хаецкая,
Э.Раткевич, а за ними подтянулись и новые авторы - Е.Дворецкая, Е.Сенявская,
М.Симанова, Ю.Горишняя... Женский десант в современную фантастику - тема для
отдельного исследования, вполне достойная любого библиографа, например,
Е.Харитонова, выпустившего несколько лет назад коллекционным тир



Содержание раздела